DIY: Оптическая скамья для настройки фотоаппаратов на предмет фронт- и бек-фокуса

Как показала практика, работая с винтажной фототехникой, в 99% случаев сталкиваешься с необходимостью точной настройки фокусировки. Практически всегда у свежекупленной б/у камеры наблюдается либо фронт-фокус, либо бек-фокус. Часто камера расстроена настолько сильно, что даже не пригодна для общеплановой съемки, не говоря уже про макро. Так как настраивать фотоаппараты мне приходится не то чтобы часто, но регулярно, я решил смастерить нехитрое приспособление, на котором можно жестко закрепить камеру и тестовую мишень, и с удобством проводить работы по настройке. На всякий случай напомню, что если в моем блоге затрагивается тема о фототехнике, то скорее всего это пленочная фототехника среднего формата. Бывают и исключения, но тогда я это явно указываю.

Ничего высокотехнологичного в моем изделии нет, поэтому слишком подробно его описывать нет необходимости. Однако наверняка интересно будет взглянуть на фотографии, ну и мои комментарии относительно некоторых решений тоже будут не лишними.

Скамья представляет собой 2-х метровую доску с креплениями для мишени и фотоаппарата.

Оптическая скамья для настройки фототехники

В принципе, такая длина и не нужна, поскольку настройка камеры на предмет ФФ/БФ производится на минимальной дистанции фокусировки объектива, а она у большинства объективов до 1м. Но я остановился на 2-х метрах только ради объектива Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8/180 у которого минимальная дистанция фокусировки равна 1.7м. Интересно было посмотреть, какая у него глубина резкости, и насколько точно должна быть настроена камера, чтобы этот объектив давал ожидаемую картинку. Сразу скажу, что глубина резкости у этого объектива маленькая, на минимальной дистанции составляет несколько сантиметров, поэтому камера, для успешной съемки на открытой диафрагме, должна быть отъюстирована «в ноль». Крепление для фотоаппарата сделано из такой же доски как и скамья, и представляет собой Н-образную штуку, которая плотно садится на скамью и по центру фиксируется болтом:

Оптическая скамья для настройки фототехники

Верхнюю часть крепления для фотоаппарата (столик) надо было в идеале сделать металлической, но я сделал из фольгированного текстолита для плат, потому что его легко обрабатывать и он достаточно жесткий.

Оптическая скамья для настройки фототехники: текстолитовый столик

Мишень это поворотная плоскость на П-образной штуке. П-образная штука может передвигаться по скамье ближе или дальше от фотоаппарата. При желании ее можно жестко фиксировать шурупом, но если она сидит достаточно плотно, то в этом нет необходимости.

Оптическая скамья для настройки фототехники: поворотная мишень

Оптическая скамья для настройки фототехники: крепление поворотной мишени

Оптическая скамья для настройки фототехники: поворотная мишень

Плоскость мишени сделана из ДСП, на нее прищепками прикрепляется мишень:

Оптическая скамья для настройки фототехники: поворотная мишеньт

Высота Н-образной штуки для крепления камеры выбирается такой, чтобы центр объектива смотрел как раз в центр мишени. Точно конечно не угадаешь, поэтому окончательно центр мишени корректируется позиционированием бумажного листка на котором эта мишень и напечатана:

Оптическая скамья для настройки фототехники: вид со стороны камеры

Крепления камеры и Н-образной штуки:

Оптическая скамья для настройки фототехники: крепление камеры и Н-образной штуки

Еще один вид со стороны камеры:

Оптическая скамья для настройки фототехники: вид со стороны камеры

Картинка, которую наблюдаем на матовом стекле в плоскости пленки:

Оптическая скамья для настройки фототехники: изображение мишени на матовом стекле в плоскости пленки

Рассматривать это изображение нужно только через сильную лупу!

Лупа 35х

Обратите внимание на крепление матового стекла. На приемной катушке сделаны крючки, которые позволяют свободно взводить затвор камеры не нарушая резиновые растяжки:

Доработка приемной катушки - крючки для натяжки резинок

Спусковой тросик с фиксацией — незаменимая вещь, позволяющая держать затвор открытым столько сколько нужно:

Спусковой тросик с фиксацией

И последняя иллюстрация, на которой показана настройка TLR камеры. Я уже писал об особенностях настройки TLR камер в статье Юстировка среднеформатной TLR камеры MAMIYA C330S. Напомню, изюминка процесса там в том, чтобы каждый объектив смотрел на свою мишень, таким образом не нужно думать как исключить параллакс. Соответственно, мишень должна быть такой, чтобы расстояние между линейками равнялось расстоянию между центрами объективов. В статье по ссылке выше можно скачать готовую мишень для настройки TLR камер, расстояние между линейками у которой 50мм.

Схема настройки TLR камеры

Как видим, ничего сложного в изготовлении такого приспособления нет, зато намного упрощается процесс настройки фотоаппарата. Раньше приходилось где-то на столе размещать мишень, потом на штативе камеру, в процессе работы соблюдать максимум аккуратности чтобы ни на миллиметр не сдвинуть штатив. Если же все жестко привязано к одной доске, работать намного удобнее. Мишень сделана поворотной вокруг вертикальной оси для возможности настройки TLR камер, если настраивать только однообъективные камеры, можно расположить мишень «трамплином».

1 Trackback / Pingback

  1. Юстировка среднеформатного фотоаппарата Киев-60 | Андрей Каплуненко

Оставить комментарий