Выбор среднеформатной камеры

Начну новую рубрику в своем блоге, которая будет посвящена пленочной среднеформатной фототехнике и сопутствующим вопросам. Почему у меня появился интерес к СФ? Очень нравится процесс и результат. Компоновка кадра по шахтному видоискателю и большому матовому стеклу, когда видно все детали и отлично просматривается глубина резкости не сравнится ни с какой другой системой. На выходе получаем негатив или диапозитив со сравнительно большим физическим размером 60х60 мм (для сравнения, стандартный размер кадра 24x36мм, размер сенсора APS-C в моем Canon 600D 22.3×14.9мм). Отпечатки с такого исходника получаются особенно грандиозными!

В общем, каждый любитель СФ находит в нем что-то свое, тут или нравится или нет, поэтому субъективные ощущения я описывать не буду, вместо этого перейдем к реальным вопросам появляющимся у тех кто присоединился к миру аналоговой СФ фотографии недавно. Надеюсь, поднятая тема окажется интересной и востребованной в определенных кругах. А в этой первой статье мы рассмотрим вопрос выбора среднеформатной камеры.

Интерес к среднеформатным камерам у меня возник после прочтения статьи «Двухобъективные зеркалки – вымершее племя трудяг или кости прекрасных ископаемых?» в журнале «Фотомагазин» за 2001г. Вообще, среднеформатные камеры бывают трех типов:

  • Дальномерные (Москва, Искра, или из современных Voigtlander Bessa III)
  • Двухобъективные зеркальные, они же TLR (Любитель, Yashica-Mat, Rolleiflex, Mamiya C series)
  • Зеркальные (Киев 60, Киев 88, или из современных Mamiya 645AFD II)

Предпочтения у каждого свои, мне было важно чтобы наводиться на резкость можно было по шахтному видоискателю. Шахтный видоискатель это когда через лупу рассматриваешь большой матовый экран с изображением. Эта возможность доступна у двухобъективных и одно-объективных зеркальных камер. На барахолках можно за адекватные деньги найти Киев 60 или Киев 88 в рабочем состоянии, с этими камерами у меня опыта не было, но если рассматривать к приобретению Киев 60, то лучше брать именно модель 60, а не ее предшественников – Киев 6 или 6С. В 6 и 6С кнопка спуска – под левую руку.

Двуглазые зеркалки выглядят более экзотично, поэтому я решил вначале попробовать что-то из этого семейства. Самый доступный тут советский Любитель (Комсомолец, Любитель-2, Любитель-166), самая массовая TLR камера на нашем вторичном рынке. Неплох для знакомства с СФ, да и цена его сравинима с ценой ролика широкой пленки. Оснащен простым объективом Триплет, о котором сам ничего не скажу, так как не снимал. Если брать на барахолке, то желательно при личной встрече, так как камеры старые, в резьбах объективов позастывала смазка с грязью, из-за чего большинство камер без профилактики и настройки для съемки не пригодны.

Любитель 2 - самая доступная двухобъективная зеркальная камера

Более редки но вполне доступны импортные марки, такие как Yashica-Mat (Япония), Seagull (Китай, в хорошем смысле этого слова), Flexaret (Чехословакия).

Условно доступным является немецкий Rolleiflex ($1000 средняя цена за б/у камеру на eBay), камера оказалась настолько успешной, что выпускалась до конца 20 века выпускается и продается и сейчас, правда ценник несколько зашкаливает. С 1959г роллейфлексы оснащаются объективами Carl Zeiss Planar 75 или 80мм, и являются своего рода эталоном фотографической картинки, благодаря самому «правильному» рисунку объектива.

Rolleiflex - самая правильная и самая дорогая TLR родом из Германии

Все перечисленные двухобъективные камеры выполнены по классической схеме, и не рассчитаны на сменную оптику. Проблему сменной оптики условно решили для Rolleiflex, выпустив дополнительно Tele-Rolleiflex с объективом Sonnar 135мм и широкоугольный Rolleiflex с объективом Distagon 55мм. Не много нашлось желающих носить за собой три камеры одновременно.

Особенной выглядит система от японской компании Mamiya – ей единственной в мире удалось создать по настоящему системную TLR камеру со сменными объективами и множеством дополнительных аксессуаров. Mamiya C330 и ее упрощенный вариант C220 выпускалась до 1994г. Для этих камер были доступны самые разные объективы от 55мм до 250мм, всего 7 фокусных расстояний. Кстати, штатным объективом (и единственным для большинства TLR) является объектив с фокусным расстоянием 80мм. Не смотря на свою продвинутость, сложность и качество, TLR камер от Mamiya было выпущено великое множество, благодаря чему они и сейчас вполне доступны на вторичном рынке. Они не представляют особой коллекционной ценности (в отличие от культовых Rolleiflex) и средняя цена на них $200-$400 на eBay в зависимости от комплектации. Именно поэтому я считаю Mamiya C220/C330 наиболее правильным инвестированием в свое фото-хобби после покупки конечно же Любителя :) За вменяемые деньги вы получаете превосходного качества камеру с отличной оптикой, и максимальную свободу для собирания системы «под себя» благодаря наличию в широком доступе объективов и прочих аксессуаров. Единственным минусом Mamiya TLR является громоздкость, поэтому хорошо подумайте, возможно вместо модели C330 лучше остановиться на более простой C220 – вы потеряете взвод затвора сопряженный с переводом кадра, но зато выиграете в весе и размерах. Мне нравится C330, но если с ней целый день носиться, то понимаешь, что эта камера создавалась для работы в студии.

Mamiya C330 или C220 - единственная TLR со сменной оптикой

Надеюсь, не смотря на столь краткий экскурс в мир TLR камер, статья поможет вам сориентироваться в основных моделях присутствующих на рынке. Я пока остановился на Mamiya C330, с ней был объектив на 105мм, и мне очень нравится использовать его как портретник. О начальном тюнинге C330, (или как сэкономить на покупке) мы поговорим в следующей статье.

Полезный совет: Пленка для СФ относительно дорогая. Ролик цветной негативной Kodak Portra обойдется примерно в $10. Оно того стоит, если вы уверены в результате. А если нужно протестировать свежекупленную камеру, поищите ч/б пленку Shanghai GP3 120, она стоит примерно $4, есть в магазинах занимающихся профессиональными фото товарами, на барахолках, либо напрямую в Китае. Отличная дешевая мелкозернистая пленка!

Shanghai GP3 120, Mamiya-Sekor 105mm, A=3.5:

Мой портрет, объектив Mamiya-Sekor 105 mm, пленка Shanghai GP3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Выбор среднеформатной камеры”

  1. [...] в мир среднеформатных камер. Как было понятно из прошлой статьи я пока остановился на двухобъективной зеркальной СФ [...]

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.