Обзор среднеформатного зеркального фотоаппарата Киев-60 TTL (Киев-6С)

Линейка камер Киев-6С/Киев-60 берет начало с 1971 года, когда на киевском заводе Арсенал был начат выпуск камеры Киев-6С. В 1978 году на смену Киев-6С пришла немного модернизированная модель Киев-6С TTL (как нетрудно догадаться, была добавлена замерная призма). С 1984 года начат выпуск камер Киев-60 TTL. В модели «60» были сделаны существенные изменения – перенесена кнопка спуска под правую руку (до этого, Киев-6С был более удобен для левшей чем для правшей) и тип используемой пленки ограничен 120-й (в 6С можно было заряжать и 220, на 24 кадра). Сейчас Киев-60 выпускается ограниченными партиями с несколько доработанным функционалом под брендом Arax. Киев-6С/Киев-60 это зеркальная среднеформатная камера системного типа, к ней существует масса аксессуаров и оптики.

Бытует мнение, что линейка Киев-6С/Киев-60 это копия немецкой камеры Pentacon Six. Однако это не совсем так. Достаточно посмотреть на работу затвора Pentacon Six где можно заметить, что шторки, в отличие от Киев-60 движутся в обратном направлении. Таким образом, Киев не может быть полной копией Pentacon Six, хотя конечно подобные узлы и решения присутствуют в обоих моделях. Правильнее сказать, что разработчики Киев-6С/60 вдохновились концепцией Pentacon Six, и создали подобную но другую конструкцию, изменили дизайн, сделав аппарат более изящным на вид. Однако самое «гениальное» в конструкции Киева-6С/60 – это байонет «Б», полностью аналогичный байонету Pentacon Six. Слово «гениальное» здесь взято в кавычки, поскольку в этом случае точное копирование 1:1 как никогда уместно. Благодаря ему, мы имеем возможность использовать не только советские объективы для байонета Б, но и экспериментировать со множеством немецкой оптики от Carl Zeiss выпускавшейся для байонета Pentacon Six. Она на порядок дороже нашей, но когда это останавливало настоящих энтузиастов? Это же просто прекрасно – чтобы поработать с легендарной оптикой для Pentacon Six, совершенно не обязательно выискивать на eBay подгулявший Pentacon Six, достаточно купить за разумные деньги тушку Киев-60, коих сейчас достаточно на рынке.

«Гениальный апгрейд» постиг в 90-х и линейку Киев-88, когда было решено перейти на один байонет – Б. До этого Киев-88 (и предшественник Салют) выпускались с байонетом В, который соответствовал байонету раннего Hasselblad (Hasselblad 1600F/1000F).

Вообще, сложно представить обоснованные причины, из-за которых долгое время одним и тем же заводом выпускались камеры с двумя байонетами – Б и В. Особенно учитывая тот факт, что это были линейки камер одного класса, а именно высшей ценовой категории. Оптика к ним соответственно тоже была далеко не дешевая. И если у небедного фотографа оказывался в распоряжении и Киев-88 и Киев-60 (просто немыслимая роскошь по советским-то меркам), то к каждому приходилось покупать свою версию объектива.

ФОТО
Переходное кольцо, позволяющее превратить объектив для байонета В в объектив для байонета Б. Современный аксессуар от ARAX.

Но вернемся от лирического отступления к фактам. Рабочий отрезок у Салют/Киев-88 и Hasselblad 1600F/1000F одинаков, и составляет 82,1мм. Киев-88 с байонетом Б стал называться Киев-88СМ. Рабочий отрезок камер с байонетом Б составляет 74,1мм. А так как рабочий отрезок у объективов с байонетом «В» больше чем у «Б», то их можно через переходник установить на камеры «Б». Поэтому байонет Б более универсален, и решение оставить именно его было правильным. К тому же, цейссовская оптика «Pentacon-SIX/Б» более новая, и более доступна по цене, чем коллекционная старая хасселевская.


Зенит-80 (экспортный вариант Салюта) с объективом CZJ Tessar, байонет В, аналогичный байонету Hasselblad 1600F/1000F

По поводу конструктива, надежности, и использования камер Киев-60 можно встретить большое количество противоречивых мнений. Многие считают камеру откровенным барахлом, которое будет не вылезать из ремонта. Другие вполне себе довольны процессом и результатом. Исходя из личного опыта, а это примерно 5-6 камер прошедших через мои руки, могу по поводу качества изготовления сказать следующее. Камеры 80-х годов по качеству сборки значительно лучше более новых камер 90-х годов. Покупая б/у камеру с рук, очень маленькая вероятность получить 100% работающий аппарат, но эта вероятность увеличивается если отдавать предпочтение камерам 80-х годов. Основная причина по которой перестают работать камеры – пересыхание смазки из-за длительного хранения без эксплуатации. В результате все вроде-бы крутится и щелкает, но затвор не отрабатывает некоторые выдержки. Или залипает диафрагма в объективе. В камерах 90-х годов помимо всего этого дает о себе знать еще и неаккуратная сборка, например сильная перетяжка шторок, слишком большое усилие на взводе из-за чрезмерно выступающих тормозных пружинок, и т.д.

Моя камера 1991 года, кстати именно та, фотографии которой вы можете наблюдать в этом обзоре, отличалась крайне неаккуратно нарезанными шторами. Шторы были такие, как будто их отрезали обычными ножницами не параллельно-перпендикулярно волокнам, а под углом (ну, какой-то стажер вырезал). Края лохматились, и с одного края даже выбилась и болталась нитка. Плюс как-попало работающая механика. Хотя камера по факту была новая, ни разу не пользованная (пробег камеры «на глазок» можно определить по прижимному столику пленки, идеальная полировка и отсутствие потертости говорит о том, что камера основную часть времени пылилась в шкафу).

Камера же 1987 года, фото которой также присутствуют в этой статье, с момента покупки оказалась полностью рабочей, хорошо настроенной, с мягким спуском и правильным натяжением шторок. Не все там было гладко – фокусировочный экран пришлось пересобрать, но это были уже мелочи, с которыми можно было жить. На эту камеру отснял уже не один десяток пленок, капитального ремонта ей так и не делалось.


Киев-60 1987 г.в. со знаком качества под кнопкой спуска внизу

Вообще говоря, все равно какого года выпуска камеру покупать, просто нужно обязательно отдать ее на профилактику мастеру. Мастер устранит последствия неквалифицированной сборки если таковые имеют место быть, выставит правильное натяжение штор, почистит и заменит смазку там где это требуется (зачастую любители заливают жидкую смазку во все щели, однако ни к чему хорошему это не приводит), проверит фокусировку. Такой подход самый правильный, поскольку купить сходу полностью рабочий фотоаппарат почти нереально.


Эксклюзив: Киев-60 обтянутый натуральной кожей

На что обращать внимание при покупке Киев-60?

Итак, вы решили попробовать свои силы в среднем формате, и хотите приобрести Киев-60. Если вам принципиально чтобы камера была 100% рабочей, то нужно лично встречаться с продавцом и тщательно проверять камеру на месте. Все выдержки должны отрабатываться. Иногда фотолюбители проверяют работу затвора только на выдержке В, если не заедает, то и нормально. На самом деле в Киев-60 из-за неправильного натяжения шторок могут вообще не работать выдержки 1/1000, 1/500, 1/250, а все остальные будут работать вроде нормально. Поэтому прощелкивать «на просвет» надо каждую выдержку.


Отсутствие масла на лепестках диафрагмы – хороший знак

В объектив иногда неопытные «мастера» наливают жидкого масла, в результате залипает прыгающая диафрагма, и перестает управляться с камеры. Для проверки нужно понажимать толкатель диафрагмы на объективе чтобы убедиться, что лепестки беспрепятственно открываются и закрываются. Потом установить объектив на камеру и навестись на очень далекий предмет, убедиться что бесконечность на шкале расстояний объектива соответствует реальной бесконечности выставленной по клиньям в видоискателе. Вряд-ли вы будете брать с собой тестовую пленку, но хотя-бы на глаз проверьте работоспособность протяжного механизма. При закрытии крышки должен начинаться отсчет кадров, при открытии счетчик сбрасывается на Н.


Идеально матовый без царапин прижимной столик скажет о том, что камерой не пользовались. Но это не всегда хорошо. К сожалению, были в 90-х настолько криво собранные экземпляры, что ими пользоваться было почти невозможно.

При покупке камеры через интернет, все это проверить невозможно, да в принципе и не нужно. Как я уже говорил очень маленькая вероятность, что лежавшая долгие годы камера будет полностью рабочей. Поэтому, если нет возможности подержать камеру в руках перед покупкой, следует уточнить состояние линз, нет ли на них грибка. Грибок в объективах чаще встречается во влажной Японии, но и у нас, в некоторых частных домах бывает повышенная влажность и отсутствие естественной вентиляции, что приводит к появлению грибка. Запах сразу выдает неправильные условия хранения. Жаль, что нельзя привести пример запаха, но это придет с опытом. Также, уточните состояние шторной ткани, и общее состояние камеры. Киев-60 это далеко не антиквариат, модель относительно новая, ну или скажем не старая, поэтому сохранность этих камер часто хорошая. Если с камерой идет оригинальный футляр, упаковочная коробка, аксессуары и документы это тоже косвенно говорит об аккуратности владельца и вероятно очень хорошем состоянии камеры. И как бы ни казалась та или иная камера практически новой, не стоит надеяться что она окажется полностью рабочей, механизм сложный, смазка старая, поэтому сразу начинайте подыскивать мастера, который хорошо сделает профилактику.


Внутренности камеры должны быть идеальные – без пыли, плесени и чего бы то ни было еще

А почему собственно Киев-60?

Что ж, как выбрать Киев вы уже немного в курсе. А теперь давайте разберем, почему это одна из немногих отечественных среднеформатных камер, заслуживающая внимания. Выбор камер нашего производства под широкую пленку вообще говоря не велик. Советской фото-промышленностью производились: Москва, Любитель, Искра, Киев-6С/60, Киев-88.

Москва на сегодняшний день можно сказать морально устарела, хотя с успехом используется энтузиастами пленочной фотографии, благо объективы там достаточно резкие, особенно в Москве-2. Вообще говоря, наверное неправильно применять термин «моральное устаревание» к фототехнике (речь о пленочных аппаратах), поскольку это один из немногих сегментов устройств, в котором успешно трудятся как самые современные камеры так и олдтаймеры, у новичков и профессионалов, как в студии так и на улице. Но я все же решился назвать Москву устаревшей в основном из-за гармошечной конструкции. Гармошка – узкое место подобных систем, это сопряжение не может гарантировать параллельность между задней поверхностью объектива и плоскостью пленки.

Любитель хорош для новичков в среднем формате, благодаря своей доступности и легкости в ремонте, но съемочный объектив сделанный по схеме Триплет оставляет желать лучшего.

Искра – прекрасная камера, очень удачный Индустар в ней применялся, о ней в основном самые теплые отзывы. Единственное но – несменность оптики ограничивает поле для экспериментов.

Киев-60 и Киев-88 камеры гораздо более современные, вполне соответствовавшие требованиям своего времени: сложная механика, модульная конструкция, сменная оптика. Киев-60 выпускался с байонетом «Б», а Киев-88 с байонетом «В». Под байонет «Б» легче найти оптику, да и подходят объективы Carl Zeiss для Pentacon Six. Байонет «В» рисовали с раннего Хассельблада и с выбором оптики более туго, об этом уже упоминалось в начале статьи. Поэтому если очень хочется 88-й, то желательно найти модель СМ. Механически, Киев-88 гораздо сложнее Киева-60, что делает его менее ремонтопригодным и более капризным в использовании. Поэтому я пока остановился на модели «60».

Основными преимуществами, заслуживающими внимания в камере Киев-60 являются:

  • Единая головка установки выдержек;
  • Возможность устанавливать выдержку как до так и после взвода затвора (в Киев-88 выдержка устанавливается только после взвода затвора);
  • Возможность использовать как шахту так и призму для визирования;
  • Байонет «Б», позволяющий устанавливать как родную оптику, так и оптику от Pentacon Six;
  • Относительная простота конструкции, что выливается в надежность и неприхотливость аппарата;

Призма или шахта?

Вы можете использовать один из двух видоискателей, в зависимости от того какой покажется удобнее или более подходящим в конкретной ситуации. В комплекте с камерой Киев-60 поставляются призменный визир с TTL замером (с ранними Киев-6С поставлялся призменный визир беззамерный) и складная шахта.

TTL призма


Новая TTL призма (слева) и старая (справа)

Несколько слов о TTL призме. Это такой видоискатель с электронным калькулятором, который помогает определить выдержку и диафрагму. Считается, что призма с TTL замером более светлая чем предыдущий вариант призмы без электроники (которыми комплектовались Киев 6С). Поэтому TTL вариант предпочтительнее, даже если экспозамером вы пользоваться не будете. TTL призм существует 2 варианта: до 1991 года и после. Мне больше нравится новый вариант, выпускавшийся с 1991 года.


TTL призма нового типа с автоотключением, работающая на трех батарейках СЦ-0,18 (GPA-76) по по 1,5В

У них усовершенствована электронная схема, добавлена функция автоотключения, таким образом призма сама выключается (через 8 секунд после включения) предотвращая разряд батареек. Также, в новой TTL призме использованы более распространенные сейчас батарейки СЦ-0,18 (GPA-76), 3 штуки по 1,5В. В варианте до 1991 года применялась ртутная батарейка общим напряжением 3,75В, замену которой найти достаточно тяжело (нужно подобрать подходящие по диаметру 3 элемента по 1,25В, но таких не существует). Конструкция призмы предусматривает возможность установки коррекционных линз, что очень важно для людей пользующихся очками.

Шахтный видоискатель

Шахтный видоискатель – это классика для среднего формата. И для Киева он также доступен. Шахтный видоискатель удобен для съемки с уровня груди, тогда вы можете смотреть в фотоаппарат сверху.


Шахта очень удобна для визирования если вы не страдаете близорукостью

Шахта используемая в Киев-60 очень универсальна и может использоваться по разному. Помимо классического варианта с откидной лупой, есть например спортивный вариант – для этого открывается квадратное окошко в передней стенке и фотограф смотрит через шахту в горизонтальном направлении как в обычный рамочный видоискатель. Если окошко в передней стенке открывать не полностью, а слегка утопить и зафиксировать, получим подобие призмы – в этом случае смотреть надо в линзочку на задней стенке шахты, через нее, и через откинутое под углом маленькое зеркало вы будете видеть матовый экран с изображением. Правда, оно будет перевернуто вверх ногами, но иногда и такой вариант использования шахты годится, если нет возможности смотреть в нее сверху. Шахта это очень удобно и все такое, но к сожалению, для людей с близорукостью она вряд-ли будет удобна, так как увеличительная линза выбрана такой, чтобы ею пользовались люди с идеальным зрением. Если у вас близорукость – придется наводиться через очки. И если в TTL призму можно вкрутить коррекционную линзу, то в шахту никак. Зато шахта для Киева-60 идеально переделывается в шахту для TLR Mamiya C 220/330, и благодаря тому что садится она там ниже чем задумано, получается идеальная шахта для близоруких!

Киев в работе

Не смотря на внушительные размеры и вес, камера удобна в работе. Во-первых, ее удобно держать правой рукой, есть за что держаться. Левой рукой, по классической схеме, нужно держать камеру под объектив и наводить фокус. Избегайте «дилетантского хвата» – когда камеру держат обеими руками за левый и правый бока. Тяжелый объектив при таком хвате висит в воздухе, что не добавляет стабильности. Кнопка спуска имеет большой ход, нажимается мягко, и спуск предсказуемый и приятный. Ее хочется нажимать.

Удачно расположены шляпки для крепления нашейного ремня. В отличие от большинства зеркалок, включая современные, шляпки располагаются на передней части корпуса, а не сбоку. Благодаря этому, они оказываются как раз в центре тяжести камеры с объективом (если объектив стандартный, типа Волна-3). Поэтому это наверное единственная зеркалка, которую можно носить на шее, и которая правильно висит, не переворачиваясь объективом вниз.


Штативное гнездо в Киев-60 расположено не самым лучшим образом

А вот штативное гнездо расположено явно не удачно – внизу корпуса фотоаппарата, там где оно обычно и располагается у всех камер. Хотя более правильно, с точки зрения центра тяжести, было бы разместить его ближе к объективу, как у Pentacon Six.

Также к недостаткам отнесем отсутствие таймера автоспуска.

В целом, работа с Киев-60 ничем не отличается от работы с любой другой механической пленочной камерой. Взвод затвора курковый, очень удобный, оперативный. Чтобы затвор служил долго, рекомендуется взводить затвор в один подход, до упора, и не бросать рычаг после взвода. Это более наглядно показано в видео:

Зарядка пленки происходит аналогично всем другим среднеформатным пленочным камерам – нужно совместить отметки START на ракорде пленки с красными точками на камере. Потом закрыть крышку и прощелкать несколько кадров пока на счетчике не покажется цифра 1. Совет – если межкадровые расстояния покажутся вам маленькими, попробуйте зарядить пленку не по красным точкам, а протянув ее немного дальше. Вот еще одно маленькое видео по зарядке пленки:

Киев-60 «употребляет» пленку типа 120. Киев-6С более всеяден – ему подходит и 120 и 220-я. 220-я нынче экзотика, да и смысла в ней особого нет, в последний раз когда я видел ее в продаже, она стоила ровно в 2 раза дороже 120-й, а кадров в ней (кто еще не знает) тоже ровно в 2 раза больше. То есть экономии при использовании 220-й нет.

Оптика, какую брать?

Скажу сразу, оптики для Pentacon Six у меня нет. Упс, уже есть Carl Zeiss Jena Sonnar 2.8/180 но пока не опробованный. Штатный объектив Волна-3Б очень неплох, на слегка прикрытой диафрагме дает отличную резкость. Также мне очень нравится широкоугольный Мир-26Б (более новое название Arsat B 45mm), он прекрасно подходит для съемки архитектуры и в принципе для съемки в стесненных условиях. На этих двух объективах мой набор оптики для Киев-60 исчерпывается. Еще бывают Зодиак-8Б (фишай), Мир 38Б (65мм ширик, но не такой широкоугольный как Мир-26, поэтому показался мне излишеством), Вега-28Б (120мм, портретник), Калейнар-3Б (150мм, портретник), Юпитер-36Б (250мм), Таир-33Б (300мм), ЗМ-3Б (600мм, зеркально-линзовый объектив). Если позволяет бюджет, можно посмотреть в сторону оптики для Pentacon Six – Flektogon, Biometar и другие красивые слова не оставят равнодушными истинных ценителей фотоискусства.

На этом можно считать наш обзор камеры Киев-60 завершенным. Однако что же за обзор фотоаппарата без снимков? Сейчас исправимся. Привожу несколько фотографий, сделанных на Киев-60 и один из объективов – Волна-3Б или Мир-26Б. Снимки комментировать не буду, по-моему с ними все в порядке. Цветных пока нет, цветная пленка сейчас практически роскошь, приходится снимать на ч/б Shanghai GP3. Не так чтоб дешево и сердито, но доступнее чем любая цветная пленка.

Волна-3Б:

IMG_8653

IMG_8637

IMG_8416

Мир-26Б:

IMG_8391

IMG_8392

IMG_8395

В обзоре принимали участие:

Киев-60 базовой версии 1987 года со знаком качества СССР, работающий до сих пор без профилактики, и мой эксклюзивный вариант, модель 1991 года, после полной профилактики механической части и доводки экспонометра, обтянутая коричневой кожей.

На этом все, хороших вам снимков!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.