Юстировка среднеформатной TLR камеры Mamiya C330 S

Двухобъективные зеркальные камеры Mamiya серии C (Mamiya C220, Mamiya C330) достаточно широко распространены среди любителей, их было очень много выпущено и сейчас они в достаточном количестве присутствуют на б/у рынке по адекватным ценам. Это единственное семейство двухобъективных камер со сменной оптикой. Больше такого дерзкого решения не делал никто :) Но сменная оптика вносит свои потенциальные проблемы – необходимость крайне аккуратной настройки тушек и объективов под стандартизированный рабочий отрезок, иначе сменный объектив принесет больше разочарования чем удовольствия. Покупая на eBay камеру, вы не можете быть уверены что ее не крутил какой-то местный кулибин. Также, маловероятно то, что с ней идет ее родной объектив, который был на ней с завода. В результате, отсняв первую пленку, получаем если не полное разочарование, так по крайней мере, не то что ожидалось от камеры профессионального уровня верхнего ценового диапазона, и не важно что ее золотое время было 20-40 лет назад.

Поэтому очень актуальным будет для современных любителей, экспериментирующих со средним форматом, научиться настраивать этот тип камер.

Настройка двухобъективных Mamiya отличается от настройки всех остальных двухобъективных камер тем, что в Mamiya визирный и сьемочный объективы не двигаются один относительно другого, они неподвижно укреплены на металлической пластинке. При фокусировке, двигается вперед-назад вся пластинка отдаляя или наоборот приближая оба объектива к плоскости пленки.

В теории, юстировка Mamiya C серии, должна представлять собой примерно следующую последовательность:

  1. Подгонка съемочного и визирного объектива под один рабочий отрезок. Причем даже не особо важно этот отрезок выдерживать каким-то определенным. Главное, чтоб он максимально точно совпадал у верхнего и нижнего объектива. Подгонка объективов осуществляется подкладкой (либо удалением) тонких металлических шайб под хвостовики обьективов. А для проверки нужно иметь либо эталонную тушку, либо самодельную приспособу.
  2. Настройка тушки при помощи уже настроенного (эталонного) объектива. Осуществляется путем опускания-поднимания матового экрана в шахте. Цель этой процедуры – добиться совпадения рабочего отрезка съемочной и визирной части, или говоря проще, чтоб когда достигнут фокус на матовом стекле, объект оказывался в фокусе и на плоскости пленки. Опускание либо подъем матового стекла осуществляется в моделях 330F, 330S тремя винтиками под стеклом или каким-то другим способом в других моделях, опыта работы с которыми у меня нет.

Настройку объективов при наличии эталонной тушки произвести можно, настройку тушки при наличии эталонного объектива сделать еще проще. Но проблема в том, что в обычных условиях мы имеем один или несколько объективов и одну тушку, все это добро разных годов выпуска и давно некомплектное. Что из всего этого принимать за эталон неизвестно. Поэтому, для упрощения задачи будем считать, что нам нужно подружить один конкретный объектив с одной тушкой. Большинство любителей имеют один объектив и одну тушку, и используют свою TLR Mamiya как обычную камеру с несменной оптикой. При появлении в коллекции еще одного объектива, нужно уже будет не трогая камеру подгонять именно его, с помощью тонких шайб прокладок. А если поднимется вопрос о продаже, то продавать всем комплектом, так как будучи разбарахоленными, элементы комплекта корректно работать уже не будут (без настройки).

Итак, принимая во внимание все описанное выше, мы будем производить настройку камеры, изменяя геометрию тушки, а именно опуская или поднимая матовый фокусировочный экран. Суть настройки предельно проста – нужно добиться совпадения фокуса на фокусировочном матовом экране и в плоскости пленки. Процесс представляет собой примерно следующее. Устанавливаем камеру со снятой задней крышкой на штативе напротив хорошо освещенной мишени. Укрепляем в плоскости пленки матовое стеклышко (матовой поверхностью внутрь). Вращая фокусировочную ручку и наблюдая через мощную лупу (12Х-35Х), «ловим» четкое изображение мишени в плоскости пленки.

Крепить матовое стекло на кадровой рамке очень удобно при помощи двух резинок натянутых между катушками. Я использую стандартные матовые фокусировочные стекла размером 61х61мм.

Зафиксировав мех камеры в положении когда фокус достигнут в плоскости пленки, начинаем поднимать либо опускать фокусировочный (верхний) экран, пока не найдем такое его положение, когда мишень окажется в фокусе и на нем. Чтобы было удобно, желательно снять шахту, призму, или любой другой присутствующий видоискатель, и рассматривать фокусировочный экран с помощью сильной лупы. Я использую 35-кратную лупу.

Сильная 35-кратная лупа очень кстати при настройке камер. Также иногда удобно пользоваться более компактными «часовыми» 10Х или 12Х лупами.

Описанный процесс настройки тушки проиллюстрирован в официальном руководстве Mamiya по ремонту этого типа камер. Дистанцию до мишени рекомендуется выбирать минимально возможной 70см – 1м. На минимальной дистанции достигается минимальная глубина резкости, что повышает точность настройки. Очевидно, что диафрагму нужно открывать полностью.

Схема настройки камеры из официального руководства по ремонту Mamiya.

А теперь самое интересное, или нюансы процесса…

Для повышения эффективности процесса настройки следует модифицировать рекомендуемый в официальном руководстве способ. Во-первых, мишень должна представлять собой линейку, и ее следует устанавливать не перпендикулярно оптической оси, а под углом 45 градусов. Благодаря этому мы сможем видеть не только в фокусе мишень или нет, а куда ушел фокус – вперед или назад.

Во-вторых, следует сделать специальную мишень, адаптированную именно под двухобъективные камеры. Зачем? Затем, что в двухобъективной камере мы сталкиваемся с проблемой параллакса. Верхний и нижний объективы «видят» немного отличающуюся картинку. Если взять простую мишень, например крестик на листе бумаги и неправильно его расположить, например расположить на оптической оси верхнего объектива, окажется, что расстояние от верхнего объектива до крестика будет меньше чем расстояние от нижнего до крестика. Это отличие может быть незначительным, и измеряться в мм, но этого достаточно чтобы недостаточно точно настроить камеру. В макросъемке, когда объект находится близко к камере и глубина резкости минимальна, эффект параллакса приводит к невозможности использования TLR камер для макро. Компания Mamiya предусмотрела эту проблему, и среди широкого арсенала всевозможных аксессуаров представила приспособление под названием Parramender.

Для того чтобы исключить проблему с параллаксом, нужно сделать мишень, состоящую из двух линеек, интервал между которыми примерно равен расстоянию между центрами линз. При правильной установке, в центре верхнего матового экрана будет находиться центр верхней мишени, а в центре кадровой рамки – центр нижней мишени. Теперь у каждого объектива своя мишень, и расстояния от объективов до своих мишеней одинаковы.

Правильная установка мишени для TLR камеры – каждый объектив должен видеть свою мишень, которая находится строго на оптической оси этого объектива.

За основу я взял распространенную в интернете мишень, состоящую из двух линеек и соединяющей их жирной полоски посередине с надписью «focus here». Линейки в ней расположены слишком широко, поэтому их пришлось сдвинуть так, чтобы расстояние между ними стало 50мм. Получилась мишень для настройки TLR камер:

Эту мишень следует распечатать на листе А4, тогда у нее будут правильные пропорции. Потом ее можно закрепить либо на картонной коробке либо на листе фанеры, либо на какой-нибудь другой жесткой поверхности.

Как уже указывалось выше, настройка камеры сводится к тому, чтобы подобрать такое положение фокусировочного (верхнего) экрана, при котором наблюдается четкое изображение и на экране фокусировки и в плоскости кадра пленки.

Часто, в книжках по ремонту и настройке можно встретить рекомендацию настраивать камеру по изображению на бесконечности. Когда изображение на бесконечности для верхнего и нижнего объектива станут четкими, настройку можно считать завершенной. Этот способ не является наилучшим, так как на бесконечности большая ГРИП, и небольшой «разбаланс» объективов на больших расстояниях компенсируется большой ГРИП. При работе на минимальной дистанции фокусировки (МДФ) в счет идут миллиметры, что позволяет наиболее точно сопрячь объективы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Юстировка среднеформатной TLR камеры Mamiya C330 S”

  1. [...] уже писал об особенностях настройки TLR камер в статье Юстировка среднеформатной TLR камеры MAMIYA C330S. Напомню, изюминка процесса там в том, чтобы каждый [...]

  2. [...] материал) работали согласованно. Мы уже рассматривали настройку TLR камеры Mamiya C330, где нужно было добиться синхронной наводки на [...]

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.